Когда среднестатистического и среднеобразованного обывателя спросить, какими значительными именами представлены национальные литературы западноевропейских стран, он, конечно, не растеряется и назовёт, хотя бы, имена Стендаля и Мопассана, Диккенса и Стивенсона, Гёте и Гейне. Ну хотя бы, как минимум. Однако по отношению к испанской литературе он ничего подобного не скажет. Подумав, он скажет: «Сервантес» и, совершив сложную мыслительную операцию, добавит: «Лорка». Между Сервантесом и Лоркой пролегает, по его мнению, огромная и чёрная пропасть бессловесности и бездарности.
Вот так. Мировая «литературная критика» выбрала, из всего огромного разнообразия испанской литературы, самого нудного, тягучего, самого косноязычного прозаика и самого тёмного, мутного и патологического поэта, намекнув, что всё остальное в испанской литературе не заслуживает не малейшего внимания.
Разумеется, это можно списать на лень и необразованность самих критиков, но это только часть правды, потому что сама правда гораздо глубже и трагичней: вокруг Испании сознательно создали «чёрную легенду». Зачем? — Наверное, чтобы показать, что страна Реконкисты, избавившись от мавров и евреев, решительно утратила способность создавать художественную литературу и заснула летаргическим сном, от которого её смогли, да и то на время, пробудить лишь эти два титана либерализма и косноязычия.
(Которых, кстати сказать, в Испании вообще не читают по доброй воле — разве что в школе, из-под палки, преодолевая отвращение и скуку.)
Испанию, начиная пожалуй с Карла 5го, уничтожали не в последнюю очередь с помощью чёрного пиара тогдашние хозяева "дискурса" (прости господи меня грешного за словцо поганое), прежде всего англичаны.
крикатуры, памфлеты, книжонки, навязанные стереотипы.
удивительно, например, что "История средних веков" для 6 класса (в гдр напечатана, красивенькая) события описывает с английской точки зрения.
перевраны испанская инквизиция, отношение испанцев с индейцами (после первых авантюристов с приходом государства вполне христианское), испано-английское соперничество итд.
кстати позже пропаганда лондона примерно так же (начиная с царствования Павла) неостановимо заработала против России
даже во время союзничества (например) мерзкие карикатуры на Суворова печатали.
Вот именно! А о сыне Карла, Филиппе, "мы" знаем только по мерзкой пьесе Шиллера "Дон Карлос". Шиллер - немец, но сути дела это не меняет: англичане ли, немцы ли, французы - все они, на свой манер, и создавали "чёрную легенду" об Испании, её истории и литературе. А теперь встаёт вопрос: с какой целью и почему эта тенденция оказалась на удивление стойкой? Возьмём советское время: "англичанка" уже не гадила, концепция мировой литературы была уже интернационалистична. Так почему же Испания и в советское время оставалась бедной родственницей? Можно возразить, что её литература была "реакционной". Отнюдь: в 19-м веке она создала выдающиеся образцы критического реализма. Авторов перечислять можно много и долго, они ни в чём не уступают Золя, Флоберу и Стендалю. Так отчего же? Для себя я вижу только один ответ, и он кажется неопровержимым: "определённые силы", независимо от страны (и здесь капиталистическая Англия действовала в одном русле с социалистическим и интернационалистическим СССР) никогда не простят Испании Реконкисты с изгнанием евреем и мавров. Так что каким бы "прогрессивным" ни был испанский писатель, он всегда будет виноват в том, что его предки изгнали евреев и мавров. А поскольку Сервантес и Лорка относились к евреям и маврам положительно, то только и они достойны пропаганды. Такая вот логика.