Активный |
|
Зарегистрирован: 04 окт 2012, 22:37 Сообщения: 2264 Баллы репутации: 555
|
Наткнулась тут на старое письмо у себя в почте. Когда писала рецензию на книгу Новикова, пожаловалась знакомому, что вот, нравится, а написать ничего не могу толком. Он ответил, что рецензии писать вообще плёвое дело и прислал через 5 - 10 минут вот это: Рецензия на книгу некоего карельского автора «Сети» Вышла в свет книга немолодого, довольно известного в узких и никчемных кругах, писателя по бумаге руками Дмитрия Новикова. Название, как можно подумать с первого взгляда, касается вопросов происхождения интернета, его распространения и интеграции в быт обычных людей, о зависимости современного человека от интернета. Однако, нет. Автор, очевидно, уверен, что снискать славы технического провидца ему не удастся, и поэтому техническую сторону интернета не затрагивает вовсе. Также не пишет он и о том, что влечет за собой глубокая интеграция современных технологий в быт, как это уже сделал однажды Януш Вишневский в своем «Одиночестве в сети». «Сети» - в данной книге это рыбацкие сети. Речь идет о рыбаках русского севера, об их некрасивых женах, которые горько плачут на берегу и пьют много водки, когда мужья отправляются в моря. Потом еще говорится, как сами рыбаки пьют много водки. Вообще, теме алкоголя уделено достаточно много внимания, что наводит на мысль о том, что автор в данном вопросе тяготеет в сторону практического аспекта. Но об этом позже. Язык повествования в рассказах беден, скуден и безлик. Очевидно, что это высокохудожественный литературный прием, призванный подчеркнуть скудность и бедность интеллектуальной жизни народов русского севера. Да и какая интеллектуальная жизнь может возникнуть в условиях, когда народ бьется за выживание в условиях вечной мерзлоты? Тут репку не посадишь! Русская народная сказка про репку в этих краях – сказка, а не быль. Большую часть рассказов автор отводит под описание природы северного края. Но делает это так, словно сам никогда не был на севере, а все, что он знает про природу северных краев, почерпнул из «Путеводителя по Карельским лесам» 1956 года издания. Традиционно много для себя автор описывает еду. Как они там ели. Какие калитки пекли, и какую рыбу сколько раз в одной воде варили. Кулинарный аспект в рассказах товарища Новикова прямо таки толкает на мысль о том, что автор, если и не голодает, то изрядно недоедает и потуги к литературному творчеству продиктованы ничем иным, как стремлением рубануть по-быстрому деньжат на пропитание себя, своих четырех жен и их многочисленного босоногого выводка. К теме алкоголя автор тоже явно неравнодушен. Многократное упоминание так называемых алкогольных «приходов» и «белочек» как бы намекает нам, что автор далеко не начинающий новичок в нелегком деле уничтожения этиловых спиртов и прочих напитков на их основе, а матерый состоявшийся профессионал. Межличностные отношения в рассказах играют небольшую роль. В основном они сводятся к бабским сплетням на берегу, когда мужчины нелегким трудом добывают в море рыбу и калитки, а также описанием того, как мужчины спорят после рыбалки, кто именно поймал ту самую большую рыбу в прошлом заходе в море или достал из сети самую большую калитку. Неявно проскальзывает в тексте признание в том, что автор, как городской житель, калитки видел только в заборах известных в городе питейных заведений, и, разумеется, не понимает, откуда они берутся у жителей севера и почему их принято употреблять в пищу. Рассуждая на эту тему, автор вновь и вновь отсылает нас к теме самогоноварения у народов и крайнего севера, и явно сожалеет о том, что ему не довелось употребить такой напиток, после которого появляется неодолимое желание попробовать на вкус старинный узорчатый чугунный забор. Кроме всего описанного рассказы полны горечи и сожаления о безысходности бытия народов крайнего севера. Центральное место в сборнике принадлежит рассказу «В сетях твоих», название которого вынесено в заголовок сборника. В этом рассказе удельная доля страданий каждого героя настолько высока, что невольно возникает мысль о самоубийстве. Становится странным и непонятным, как означенный выше товарищ писатель смог недрогнувшей рукой написать обо всех этих лишениях и не сойти с ума, не спиться и не броситься в окно или под колеса проезжавшего мусоровоза. Единственное объяснение видится в том, что автор не сам писал эти рассказы, а поручал делать это за скудную плату студентам из сирот, что учатся на сочинительском отделении местного писательского училища. Тех несчастных молодых людей, которые в отчаянии брались за такую работу, а после, выполнив ее, бросались в водоворот подзаборных вечеринок, стремясь поскорее забыть все то, о чем им пришлось написать. Наконец, само издание книги, выполненное в великолепных траурных тонах эпохи раскольниковского Петербурга, блестяще отражает суть и содержание данной книги. Огромная сеть, похожая на липкую паутину, с ювелирной точностью сработанную лапками гигантского паука-людоеда, занимающая всю переднюю часть обложки, как бы предупреждает читателя о том, что оторваться от чтения после открытия книги будет невозможно, а после прочтения читателя ждет либо сумасшествие, либо самоубийство. Слышал я также и про то, что редактор, вносящий правки в рукопись этого издания сошел с ума и пошел продавать мыло на улице, а весь издательский персонал типографии после выхода тиража уехал прямиком в Кащенку, но это тема для отдельного повествования, не умещающаяся в рамки данной рецензии. Сразу хочу предупредить, что "рецензия" ни к какой реальной книге отношения не имеет, Новикова автор опуса не читал, спросил только у меня, о чем вкратце. (Ответила, что про Север, про рыбалку, про мужиков)
|
|