БИОГРАФИЯ ДОРОГИ

  "...МНЕ хорошо здесь. Тихо, спокойно, безлюдно. Так надоела бессмысленная людская толчея, "броуновское движение". Тут только я и еще одна горемычная пассажирка, да люди, нужные для дела: кочегар и дежурный метеоролог.
  ...Я думаю о своих дорогах. Эта такая трудная - а сколько их уже было! Если собрать все в один узел, наверняка сложится год... Сказочная вещь - перемещение по Земле. Давно умею выдерживать трудные дороги, не раздражаться, не нервничать. "Мы жизнь расписали на длинные серые ленты дорог..." Терпи, казак. И терплю. А когда-нибудь воздвигну памятник человеческому терпению. Это главный союзник всякого преодоления, ведь "атаманом будешь" - преодоление и есть.
  ...Эта часть моего пути самая спокойная. Может, потому, что люблю аэропорты, а этот такой мирный, такой душевный портишко..."(Дневниковая запись, конец апреля 1975 года, аэропорт г.Сегежи).
  ...Прошло время макродорог, они сменились более локальными, их "длинная серая лента" раскручивалась вместе с жизнью, и вот настало время ходить по дорогам своего выбора - а особенно полюбились заброшенные, забытые, "заколодевшие", "замуравевшие".
  Проложенная по "лицу Земли" человеком дорога - великое дело. Кто ходил без дорог, хорошо знает, что даже по самой плохой, еле заметной тропинке двигаться в сто раз легче, чем по "целику". И возникает вопрос - а для чего ее проложили и почему забросили? Какие перемены во временах и бытии человеческом причиной тому?
  У любой дороги, как у человека, есть своя биография...
  Одна из моих дорог оказалась кусочком старинного почтового тракта Повенец - Сумпосад. Вот какой была моя первая с ним встреча: "...После того как закончились лесоразработки по обе стороны хорошо отсыпанной, с широкими кюветами дороги, она становилась все уже и уже, наконец, перешла в "проселочную", заросшую травой: ромашки, колокольчики, клевер, подорожник, и оставалась твердой, не разбитой, с канавками по сторонам, в которых выросли толстенные березы. В лесу вдоль нее много очень толстых об горелых пней, стояли такие же обгорелые сухие деревья, валялись на земле огромные сосны, полусгнившие, замшелые, из чего можно заключить, что лес пытались сжечь, но не смогли, и видно, какой он был могучий, лес, просеченный Сумским трактом! Новый, выросший на его месте, куда хилее... Последние 4 км дороги - всюду ромашки и колокольчики; почтовые лошадки бежали, навоз с семенами трав на дорогу роняли... 54 года пользовались этим трактом. ...Наконец, вышла к озеру - дорога с канавками по сторонам уходила в него, прямо в воду шел добротный настил из бревен, теперь прикрытый сверху разной болотной дрянью. Но что это было за озеро! Грязная вода, множество пней толстых деревьев торчало из болота - а такие деревья на естественных болотах не растут, видно, что рукотворное. Не вода, а болотная жижа, из такой воды и чаю не сваришь...Здесь в 1933 году Сумской тракт был затоплен Беломоро-Балтийским каналом".
  После этой первой встречи я стала узнавать Сумской почтовый тракт по ромашкам, колокольчикам и канавкам-кюветам, когда случалось выходить на другой его фрагмент. Подумать только - 73 года как он перестал быть трактом, а колокольчики с ромашками все еще не исчезли, как не исчезла полностью и сама дорога. К тому же я поняла, что и участок "хорошо отсыпанной дороги" - не что иное, как тот же Сумской тракт, но подновленный для вывозки леса, который был снят с обеих сторон дороги. И здесь уже его узнать было невозможно - обычная лесовозная дорога...
  В другом месте: "...Дорога зарастает, кое-где по низинам продираться приходится, в болотах она будто растворяется, едва угадывается, на горках сохраняется лучше. И вдруг понимаю, что иду-то по Сумскому почтовому тракту! Узнаю его: ширина полотна 6 метров, аккуратные кюветики-канавки 0,5 метра, по ним строчками деревья, и вся дорога в ромашках! И будто слышу звон колокольчиков почтовых лошадок...Одолеваю разрушенный мостик через реку Нела, от которого остались 3 трухлявых бревна, и подъем на большую гору, на вершине которой должна быть развилка - "Пулозерская росстань"... Точно, вот она, неподалеку от геодезической пирамиды-вышки. Все правильно - Сумской тракт поворачивает на северо-запад, на Воренжу, а мой маршрут - по другой, на восток, и тут уже нет ни ромашек, ни ровненьких канавок - вновь обычная лесовозная дорога...
  А на тракте кое-где встречались огромные круглые шпалы, какие-то части -железки от паровозиков и вагонов узкоколейки... Кончилась служба дороги почтовым трактом, стала она работать узкоколейкой, возить лес... Завершился и этот "этап биографии", сняты рельсы, спилены леса, провалились мостики... Где-то совсем скрылась в болотах, где-то заросла молодым лесом, но все еще живая, в медвежьих, волчьих, лосиных следах - служит теперь зверю, коль человек оставил ее без работы"...
  Пора обернуться назад, далеко в историю, заглянуть в исток, начало.
  ... В ХVI веке опорой новгородской власти на русском Севере стали монастыри, возводимые в глубине карельских лесов, и крупные боярские вотчины. Огромным влиянием пользовался знаменитый Соловецкий монастырь на островах Белого моря. К этому времени относится возникновение первых постоянно используемых сухопутных маршрутов Карелии. Таких путей сложилось четыре, один из них - "путь паломников" в Соловецкий монастырь, начинавшийся из Повенца и шедший вверх вдоль речной системы от озера Выг к селу Сорока (нынешний Беломорск). Паломники-то шли обычно налегке, с одной котомкой, им достаточно было и тропы; но в те времена на берегах Белого моря добывали соль, надо было ее везти вглубь России, и рыбу с моря, и "уклад" - изделия из железа, которыми славился карельский Север... Из этого следует, что путь тот был и проезжим, поскольку и соль, и рыба, и уж тем более железо - продукция тяжелая, на спине не унесешь.
  Большое влияние на развитие Карелии оказал церковный раскол ХVII века. По стародавнему, проторенному торговыми людьми и богомольцами пути на север Карелии потянулись старообрядцы; в конце ХVII века золожена Выговская Пустынь (1695г.) как раз на этом пути. В начале восемнадцатого, с ее расцветом, по обновленной дороге едут верхом, тянутся обозы, пары и тройки лошадей влекут экипажи... Северная столица раскола - Данилово - теперь в центре старинного пути. Кроме паломников, дорогой широко пользуются для товарообмена; она проходила по местам, где стоит сейчас Валдай, - а тогда у дороги стояли ныне затопленные деревни Вожмосалма и Выгозерский Погост.
  Восемнадцатый век и половина девятнадцатого - расцвет края благодаря деятельности раскольничьей Выговской Пустыни. Как пишет об этом Михаил Пришвин: "... Вот в эти-то времена и осветила религиозная идея мрачный край леса, воды и камня. В нем закипела умственная жизнь. Тогда Выговский край покрылся дорогами, мостами, пашнями, селами. И так продолжалось полтораста лет. Потом снова все стихло, угасла умственная жизнь, разрушились дома, часовни, пашни заросли лесами..."
  От Повенца - на юго-восток, от Лобского и до Данилово - на северо-восток, а от Данилово дорога эта почти прямая, как стрелка компаса - с юга на север до самого Сумпосада, откуда до Святых островов добирались уже по морю. С разором Выговской Пустыни в 1857 году дорога стала приходить в упадок, и длилось это два десятка лет (1857 - 1877).
  Царский указ от 1 января 1864 года положил начало постепенного создания в российских губерниях земских учреждений, сферой деятельности которых стало и дорожное дело.
  В 1876 году местные власти Олонецкой и Архангельской губерний приняли решение о строительстве грунтовой дороги Повенец - Сумский Посад протяженностью 194 версты. В некоторых местах этот путь совпадал с бывшей "Осударевой дорогой", напоминая о великих деяниях Петра I.
  В результате изыскательских работ было точно установлено, сколько нужно строить мостов, переправ, гатей, сколько изготовить труб, где какие почвы, а следовательно, какой тип дороги выбрать. В 1877 году строительство было начато, завершено в 1879 году; работы по устройству Повенецко - Сумского почтового тракта стоимостью 53 тысячи рублей взял с торгов вытегорский купец В.М. Матвеев.
  Эти сведения почерпнуты из архивных источников. Однако можно смело сказать, что изыскатели, составлявшие в 1876 году проект, проходили вовсе не по нетронутому лесу, а по той самой старинной, но "заколодевшей и замуравевшей" дороге, которой пользовались четыре с половиной века до них (если считать от возникновения Соловецкого монастыря, примерно 1425г.) богомольцы, солепромышленники, старообрядцы и купцы, или "торговые люди", самый активный и отважный отряд любого народа. Этот путь был просто подновлен, а кое-где и заново создан "по последнему слову техники" конца XIX века. Так что началась дорога вовсе не в 1876 году, а в "незапамятные времена", и на ее стрелу нанизано уже почти шесть веков богатейшей истории нашего края (2006-1425=581 год, вот такая занимательная арифметика).
  В роли Повенец - Сумпосадского почтового тракта она служила 38 лет, до той самой трагической даты - 1917 года. И почти все это время "ежегодно дорожные техники производили осмотр мостов и переправ, определяя наиболее слабые места и составляя акты и технические сметы на ремонто-строительные работы", благодаря чему дорога поддерживалась в хорошем состоянии. В первые годы ХХ века из начальных строительных работ земствами планировалось возведение постоянного моста на месте паромной переправы через озеро Выгозеро у Вожмосалмы на Повенецко - Сумском почтовом тракте в районе современного Валдая. Однако революция обрушила все планы.
  ...К 1925 году минуло 500 лет основания монастыря на Святых островах - но именно в это время ГУЛАГ его разрушил: монахи изгнаны, кельи превращены в тюремные камеры, храмы поруганы - в стране воцарилась другая вера, на языке старообрядцев - "антихристова". А дорога... Дорога осталась; много она повидало за столетия своего существования. Шли люди поклониться Богу, потрудиться во славу Божию; видела она торговые обозы, почтовые тройки... А теперь по ней двигались бесконечные "этапы" - толпы "врагов народа", или бесправных рабов, руками создавалась "индустриализация страны". Шли они под конвоем, голодные, плохо одетые, часто больные... Должно быть, обочины дороги были завалены трупами не выдержавших "этапа", и волки с воронами в те годы расплодились как никогда... Об этом я раздумывала, перешагивая медвежьи следы на пути в Данилово. Во времена ГУЛАГа Сумский тракт был путем транспортировки тысяч "врагов народа" на Соловки, позже на строительство ББК и в другие лагеря Северо-запада... И такой прискорбный факт есть
  в биографии этой дороги. А в 1933 году Сумский почтовый тракт был затоплен Беломоро-Балтийским каналом, паромная переправа уничтожена. ...Севернее Пулозера выходить на Сумский тракт мне пока не приходилось. но по карте видно, что от Воренжи до Сумпосада дорога хорошо подновлена, и ею пользуются до сих пор. Кусочек старинного Сумского тракта "вставлен" даже в дорогу Сегежа - Валдай (примерно 3-4 км в районе "Крестов").Значит, служит древний путь и в 21-м веке.
  ...Через 107 лет после окончания строительства Повенецко - Сумского почтового тракта, в 1986 году, закончено строительство новой дороги направления север - юг через Карелию - всем нам известная "Кола", Санкт-Петербург - Мурманск, уже по слову техники конца 20-го века.
  ...Это так "несовременно" - ходить по дорогам Родины пешком. Так ходили жители России 100, 200, 300 и 500 лет назад - прабабушки и прадедушки, и пра- пра- пра... Не было самолетов, поездов, автомобилей, а лошадей берегли - крестьяне, конечно, баре-то ездили. Но бар было 2 из 10, и мои пра-прадеды, конечно, тоже были крестьяне.
  ...Я ухожу пешком по старинным дорогам в их жизни, стараюсь ее представить и понять, и чем дальше, тем правильнее и праведнее она мне видиться...
  Светлана Бобылева, внештатный сотрудник Сегежского музейного центра.
  



"Доверие" № 48,49,51 (8179,8180,8182) июнь 2006 г