Начало всему - дорога

   Далекие тридцатые годы. Беломоро-Балтийский канал построен, по берегам его нетронутые леса, неосвоенные богатства и лагеря, лагпункты трудпоселки - система БЕЛБАЛТЛАГА под началом НКВД. C чего начинать освоение богатств? Конечно, с прокладки дорог - и начали строить УЖД от Валдая к востоку, к границам нынешней Архангельской области, в бескрайние тогда лесные массивы. В 1935 году дорога была построена, по ней начали вывозить лес - эта дата и принята за точку отсчета производственной жизни нынешнего лесодобывающего предприятия ОАО "Валдайлес".
   В 1990 году были опубликованы воспоминания журналистки Эстери Ранинен о том, как жили и работали в Валдае во время войны. Она приехала сюда 18-летней девчонкой в числе других 60-ти человек, прибывших на лесоразработки - это были женщины с детьми и несколько мужчин с зажившими ранами, из-за них комиссованные с фронта - шел 1942 год. Начальником лесопункта был тогда Тимофей Иванович Анашкин. В лесу работали без выходных, но вечером, после работы, молодежь бежала на репетиции художественной самодеятельности, каждое воскресенье был концерт, на который собирались все жители. Директор сумел где-то добыть рулон ситца, а его жена сшила девушкам-хористкам красивые платья...
   В 1944 году был образован Верхне-Выгский леспромхоз, располагался он в поселке Петровский Ям. Привожу выдержку из документа, о котором подробнее расскажу позже. "... В те времена заготовки велись в кварталах 8, 14, 25, 116, там были небольшие поселки, в них и жили лесозаготовители. В 1948 году для работы в лесу в Валдай привезли около 200 семей спецпереселенцев из южных областей Украины и Белоруссии, они были расселены, помимо Валдая, в деревнях Ворожгора и Вожмогора. В первые, годы трелевка велась на лесосеках гужевым транспортом (лошадьми), а хлысты разделывались на сортименты на месте; затем их грузили на платформы УЖД и доставляли в Валдай, где в районе полуострова Белый Мох был приречный нижний склад для последующей транспортировки по Выгозеру в Сегежу. К этому времени уже было проложено около 35 км линии УЖД и курсировали 2 паровозика, 6 вагонов-теплушек и 8 грузовых платформ, а в Валдае были построены диспетчерская и депо...".
   В 1950 году на базе лесопункта был образован Валдайский леспромхоз, первым директором которого стал Паскачей Иван Дмитриевич, запомнившийся старожилам тем, что был всегда верхом на лошади. В первые годы директора леспромхоза менялись каждые два-три года по причинам, для широкой публики неизвестным. А производство развивалось - появились, кроме УЖД, автодороги, автомашины ЗИС, бензопилы "Дружба", лошадей постепенно заменяли трактора-газгены КТ-12, для которых нужно было пилить "газочурку", на погрузке хлыстов применялись тросо-блочные системы (краны Андерсена). [...]
   60-е были годами бурного развития предприятия: реконструировалось производство, оснащалось новой, более современной техникой, наращивались объемы лесозаготовок, одновременно строилось жилье, сооружались здание культурно-бытового назначения, жизнь людей зримо улучшалась. В 70-е годы появились улицы Анохина и Тайгиницкая, магазины, баня, телевышка. Тогда же было налажено сообщение с райцентром - городом Сегежей грунтовой дороге, а до ее строитель ства в Валдай можно было попасть только на теплоходе - летом и самолетом - зимой. [...] До 1965 года сельский Совет в Валдае назывался Вожмосалмским, а теперешняя улица Комсомольская - Вожмосалмской по имени большой затопленной деревни, жители которой в 30-е годы были перевезены в Валдай и Вожмогору.
   К своему пятидесятилетию (1985 год) Валдайский леспромхоз вывозил и раскряжевывал более 300 тыс. кубометров древесины в год, в нем работало 950 человек. Тогда он был самым перспективным лесозаготовительным предприятием Сегежского района. Как выяснилось впоследствии, это был пик взлета. Началась перестройка, в процессе которой вся страна в одночасье потеряла набранную за пятилетки - десятилетия высоту, рухнув "мордой об асфальт" и разбившись на части. Вот тут-то мы все и узнали, что такое настоящий застой, когда всякое движение вперед застопорилось, а позже и поползло вспять... Не избежал этой горькой участи и Валдайский леспромхоз. [...]
   Пережили банкротство, внешнее управление и - возродились из пепла. В феврале 1999 года возникло нынешнее АО "Валдайлес". Купив все акции нового предприятия, его владельцем стало ОАО "Сегежский ЦБК", которое само возродилось из пепла "реформ" немногим раньше "Валдайлеса". Бывший леспромхоз получил от нового владельца крайне необходимую в и мощную финансовую поддержку.

С. Бобылева
п. Валдай
"Доверие" № 83 (7594) 14 октября 2000г